Выставка, направленная на популяризацию идеи сохранения памятников истории и архитектуры, которая запланирована ИРО ВООПИК в рамках празднования Международного дня охраны памятников и исторических мест (с 20 по 30 апреля 2025 года), согласована, получено разрешение от службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области
Польский костел
В этой экспозиции архивных фотографий представлены фотоматериалы, схемы и чертежи посвященные Иркутскому польскому костелу

Алтарь польского костела в Иркутске
До реставрации в Иркутском польском костеле не было органа. Вместо него на хорах стояла фисгармония американской фирмы “Сторн и Кларк”, выписанная из Варшавы в 1896 году.
Звук в этом инструменте создаётся колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, нагнетаемой ножными педалями. В России фисгармонии были популярны в XIX веке, особенно среди немецкого населения и в дворянских домах. Для фисгармонии были написаны несколько музыкальных произведений известными композиторами. Например, Гектор Берлиоз специально писал музыку для этого инструмента. Сезар Франк также создал произведения для фисгармонии, такие как «Офферторий на бретонскую тему», «Канон», и «В духе марша». Кроме того, делались переложения музыкальных произведений, написанных для других инструментов.

Деревянный алтарь
Проект алтаря польского костела в Иркутске был выполнен по рисункам Войцеха Коперского в 1888 году. Главный алтарь был посвящён Успению Божией Матери и представлял собой прекрасную ажурную работу из дерева с тремя арками, опирающимися на четыре колонны. В средней арке находился образ Матери Божией, а над ним крест. Алтарь был окрашен масляной краской под дуб.
Римско-католический костел в Иркутске (храм Успения Девы Марии)
Римско-католический костел в Иркутске (храм Успения Девы Марии) был основан в 1825 году и поначалу был деревянным. Его строительство велось на частные пожертвования иркутских католиков – не только поляков, но также литовцев, белорусов, поволжских немцев и др. На момент открытия храм насчитывал около двух тысяч прихожан, среди которых были купцы, военные, рабочие с Транссиба, ссыльные. Количество последних заметно возросло после польских восстаний в 1830 и 1863 годах – и когда в 1879 году деревянное здание сгорело, именно поляки собрали деньги на возведение нового, уже кирпичного храма, который в результате прозвали «Польским костелом». Его спроектировал иркутский архитектор Иван Тамулевич, взяв за основу готический стиль.

На протяжении нескольких десятилетий этот величественный храм был духовным центром многочисленных иркутских католиков. Однако с приходом советской власти судьба его круто изменилась: в 1938 году Польский костел закрыли, уничтожив большую часть оригинального убранства, а в 1970-х годах в нем разместился органный зал Иркутской областной филармонии.
Реставрация костела в Иркутске в 1974–1978 годах
Реставрация польского костела в Иркутске была проведена в 1974–1978 годах под руководством архитектора Галины Вязуновой. Целью работ было восстановление первоначального облика здания и устранение поздних перестроек (в здании долгое время располагалась Восточно-Сибирская студия кинохроники). Первоначально планировалось открыть в здании Музей истории поляков в Сибири. Решение открыть в польском костёле Иркутска органный зал было принято уже после реставрации здания. Архитектор Галина Вязунова предложила использовать костёл как культурное учреждение, и идея установки органа показалась наиболее подходящей. Это решение позволило сохранить историческое здание и дать ему новую жизнь как концертного зала, что было поддержано городскими властями. В 1979 году в органном зале начались концерты, включая выступления известных музыкантов. Сейчас здание известно как Органный зал Иркутской областной филармонии.
План римско-католического костела
Римско-католический костёл Успения Девы Марии в Иркутске (сейчас - органный зал Иркутской областной филармонии) является одним из старейших католических храмов Сибири.
Здание построено в неоготическом стиле (1881–1884 гг.) по проекту архитектора И. Ф. Тамулевича.

Основные элементы плана римско-католического костела:

1. Главный фасад – стрельчатые окна, две высокие башни с остроконечными шпилями.
2. Неф (центральный зал) – продольное пространство, ведущее к алтарю.
3. Апсида – полукруглый или многоугольный выступ, где расположен алтарь.
4. Боковые приделы – дополнительные пространства вдоль нефа.
5. Органные хоры – балкон в западной части, где размещается орган.
6. Сакристия – помещение для хранения церковной утвари.
Разрез и главный фасад Римско-католического костёла Успения Девы Марии в Иркутске

Основные архитектурные особенности:


1 Высота здания – около 30 метров (со шпилями).

2. Центральный неф – высокий зал с стрельчатыми сводами (высота ~15–18 м).

3. Боковые нефы – более низкие, с галереями или аркадами.

4. Окна – узкие, готические витражи с растительными и библейскими орнаментами.

5. Крыша – двускатная, с крутым уклоном (характерно для неоготики).

6. Башни – две симметричные, с ярусами звона и остроконечными шпилями.

7. Алтарная часть (апсида) – полукруглая или многоугольная, перекрыта конховым сводом.

8. Органные хоры – расположены над входом, поддерживаются колоннами или арками.


Конструктивные особенности


  • Стены – кирпичные, с контрфорсами (для устойчивости высоких сводов).
  • Своды – крестовые или нервюрные (типично для готики).
  • Фундамент – ленточный, каменный (из-за сибирских грунтов).
Вид на главный фасад костела
Большинство религиозных сооружений в СССР переживали сложный период в советское время, многие были целенаправленно разрушены, другим повезло и их помещениям нашлось другое целевое применение, таким образом они были спасены от уничтожения.
Римско-католический костёл в Иркутске в рамках антирелигиозной кампании в 1938 г. был закрыт (как и многие другие храмы), здание национализировано и передано под светские нужды.

С 1940-х по 1970-е гг. здесь размещались:
- Кинотеатр «Полярная звезда»;
- Концертный зал (с 1950-х гг.);
- Складские помещения.

Из-за отсутствия должного ухода здание ветшало. Часть витражей была утрачена, интерьеры повреждены (алтарь, орган, росписи), деревянные элементы (скамьи, хоры) частично разобраны или уничтожены.

В 1970-е годы костёл, как и многие другие культовые сооружения, оказался под угрозой сноса. Однако благодаря усилиям местной интеллигенции и польской общины здание поставили на охрану как памятник архитектуры.

В 1978 году началась реставрация здания, а в 1980-м его передали Иркутской филармонии.
В 1990 году костёл вернули католической общине, и он снова стал действующим храмом.

В здании сохранились следы советского периода:
  • Некоторые переделки интерьера (например, сцена вместо алтаря в филармонический период).
  • Утрата части оригинального убранства (но основные неоготические элементы сохранились).
План двора Римско-католического костёла
Двор Римско-католического костёла Успения Девы Марии в Иркутске в конце XIX века имел четкую форму пятиугольника, ограниченного улицами Тихвинской (Сухэ-Батора), и Спасской (Польских повстанцев).

На данный момент план немного изменился, и элементами двора являются:
1. Главные ворота - чугунные, исторические (восстановленные)
2. Парадная площадка перед входом - вымощенная камнем
3. Основное здание костёла - занимает центральное положение
4. Зелёные насаждения - липы и другие деревья по периметру
5. Хозяйственная зона (с западной стороны):
  • Современные служебные постройки
  • Парковочные места
6. Бывшая плебания (дом ксендза) - сохранившееся историческое здание

Исторические изменения:
  • В советский период двор использовался как общественное пространство,
  • Первоначальная ограда была частично утрачена,
  • В 1990-е годы проведено благоустройство территории.
План-схема
Еще до каменного здания в Иркутске существовал деревянный римско-католический костёл. Вот его история и особенности:

Первый деревянный костёл (1825-1884 гг.).
  • Построен в 1825 году для польской католической общины (ссыльных и переселенцев).
  • Местоположение: примерно на том же месте, где сейчас стоит каменный костёл (ул. Сухэ-Батора, 1).
Архитектура:
  • Простое прямоугольное здание в стиле классицизма с элементами храмовой архитектуры.
  • Колокольня, вероятно, была отдельно стоящей.
  • Интерьер скромный, с деревянным алтарём и скамьями.

Причины замены на каменный храм:
  • Маленький размер (не вмещал растущую общину).
  • Пожароопасность (Иркутск часто горел, деревянные здания были уязвимы).
  • Желание создать более представительный храм.

Что случилось с деревянным костёлом?
  • Разобран в 1884 году после постройки нового каменного здания.
  • Материалы могли быть использованы для хозяйственных нужд.

Это была первая католическая церковь в Восточной Сибири, символ стойкости ссыльных католиков.
Подписывайтесь на телеграм-канал "Родные ставни"

https://t.me/RodnyeStavni
Организаторы праздника
Вы тоже можете стать партнером или спонсором!
Наши спонсоры
Мы объединение горожан, которым небезразлично архитектурное наследие Иркутской области. Мы хотим, чтобы наш родной город, Иркутск стал краше, чтобы было уютнее в его старинных деревянных дворах, чтобы жители города видели ценность в его деревянном наследии!
МЫ - ВОЛОНТЕРЫ НАСЛЕДИЯ
Мы сотрудничаем с Всеросийским обществом охраны памятников истории и культуры, Домом архитектора, общественной палатой Иркутской области.
Наш адрес:
г. Иркутск, пер. Черемховский 1а,
Дом Архитектора
По вопросам взаимодействия
обращайтесь по т.: +7(904)159-02-40, Катерина
Made on
Tilda